Усталость металла валков

Усталость металла это процесс нарушения внутренних связей, происходящий при многократном приложении нагрузки, и в итоге приводящий к внезапному разрушению. Способность металла сопротивляться разрушению от усталости называют выносливостью.

Форма излома  от усталости как правило чашевидная, направление излома  от шейки в сторону бочки. Сечение слома так же отличается цветом: середина чаши, у самого основания шейки валка, более темного цвета, чем цвет остальной площади излома.

Ещё одно отличие усталостного разрушения от обычного в том, что даже у самых пластичных металлов  усталостное разрушение происходит без внешних признаков пластической деформации.

Первым внешним проявлением усталости металлов является возникновение  поверхностных трещин характерного вида. Их возникновение связано с тем, что поверхностные слои испытывают большие нагрузки чем глубинные и поэтому в них усталость наступает быстрее.

После появления на поверхности валка прокатного стана эти трещины  постепенно углубляются внутрь, пока  это не приведет к внезапному разрушению всей конструкции. Усталостное разрушение чаще всего происходит в направлении, перпендикулярном действию растягивающих напряжений.

На поверхности излома можно выделить 2 части:

1) Зона усталостного разрушения =  поверхность усталостной трещины.

 2) Зона «окончательного разрушения» = вся остальная часть. Является той частью излома, которая появляется при окончательном разрушении валка  уже ослабленного трещиной усталости.

© 2020 Образовательный портал Пензенской области